ОАО «Волжский подшипниковый завод» (ВПЗ или ГПЗ-15)
ОАО «ВПЗ (VPZ)» или ГПЗ-15 – «Волжский подшипниковый завод» – образован в 1961-м году. Главная специализация предприятия – изготовление конических, роликовых цилиндрических подшипников к рельсовому и автотранспорту, станкостроению, к сельскохозяйственной технике. Спектр ассортимента превышает шестьсот модификаций и разных названий. Число сотрудников – до четырех тысяч человек. В 1961-м, в начале производства, на заводе выпустили – шесть с половиной миллионов деталей. Располагался завод тогда в двух производственных корпусах (площадью в 28,8 тыс. квадратных метров), а также, инженерных постройках и служебных складских зданиях. Волжский завод включили в производственную глобальную систему сборки автомашин в Тольятти. А впоследствии он начал обеспечивать цилиндрическими и коническими роликоподшипниками крупнейшие заводы страны: МАЗ, КАМАЗ, ГАЗ, ЗИЛ и разные тракторные предприятия.
У предприятия среди потребителей все (!) автозаводы страны, предприятия станкостроения, сельхозмашиностроения, металлургии, ж/д транспорт, коммунальная и строительная техника.
Многие автопроизводители предпочитают купить подшипники именно этого предприятия – для монтажа в узлы своей продукции (волжские подшипники).
В разные периоды продукцию Волжского завода клеймили неодинаково: VPZ-15, 15 ГПЗ, VPZ, ГПЗ-15. Сегодня применяется последнее обозначение, на деталях кроме номера по нашей системе маркировки (подшипники гост) в скобках обязательно предписывают и международное (к примеру – 7518А (32218). Необходимо знать, что подшипники предприятия часто путают с продуктами вологодского 23 ПЗ. Его наименование сокращенное – «ВПЗ». Но, маркируют вологодские подшипники – VBF.