Обозначение радиального зазора подшипников

Обозначение радиального зазора подшипников

Массовое изготовление подшипников (ПШ) в заводских условиях обусловило необходимость в детальной маркировке и классификации различных типов и видов ПШ. Так и продавцу проще разобраться, и покупателю значительно легче определиться с выбором. Характеристик, с которыми можно столкнуться на «упаковке» ПШ – тьма, но в этом тексте интересовать нас будет исключительно обозначение радиального зазора подшипников – разберемся с ним.

Первоначально установим, что же за зазор такой есть в каждом ПШ качения? Такая характеристика описывает обычно расстояние между двумя элементами ПШ – его кольцами, а также телами качения. Данное расстояние призвано обеспечить своеобразную свободу передвижения внутреннего кольца относительно внешнего как в радиальном, так и в осевом направлении. В общем, основная цель здесь – предотвратить «заклинивание» колец в ПШ.

Принято выделять три причины, при которых расстояние между кольцами ПШ вдруг начнет уменьшаться. Обратите на них внимание – именно в этих случаях зазор на вашем ПШ должен быть немалым:
1. если ПШ серьезно нагревается при работе, а значит, подвержен расширению;
2. если его посадка была осуществлена с натягом;
3. если существует необходимость «выровнять» смещение одних деталей ПШ относительно других.

С этим разобрались. Теперь дадим четкое обозначение радиального зазора подшипников. Чаще всего так называют смещение именно в радиальном направлении. Маркируются же они в соответствии с ISO:
• маркер CN характеризует нормальный зазор ПШ;
• С2 – зазор, менее нормального;
• по аналогии, С1 – это зазор, который значительно уступает по размеру зазору С2;
• код С3 выставляют на ПШ, чей зазор превышает нормальный;
• C3 и С4 превышают предыдущую величину.
К слову, в международной системе ISO нормальным считается также тот зазор, который не указан вовсе – данное допущение принято во многих странах мира.