Зазор в подшипнике

Зазор в подшипнике

В бесчисленном перечне характеристик, которыми можно описать работу того или иного подшипника (ПШ), ни одну из величин нельзя назвать главной. В то же время, некоторые их особенностей строения имеют основополагающую роль и обуславливают, скажем, место применения ПШ, режимы его эксплуатации, ограничения функционала. Одной из таких величин является зазор в подшипнике (ЗПШ), подробным описание особенностей которого мы и займемся в данном тексте.
Итак, что такое ЗПШ? Прежде всего, это специально расстояние, которое, по сути, равно промежутку, на который внешнее кольцо ПШ можно «отодвинуть» относительно кольца внутреннего. При этом важным условием является отсутствие прилагаемой нагрузки. Типов такого смещения бывает два:

1. радиальное направление движения ПШ (название – радиальный ЗПШ);
2. осевое направление движения ПШ (по аналогии).

Что ж, с основами разобрались. Перейдем к следующему пункту и поймем, зачем же так необходим этот ЗПШ? Первым в списке необходимостей значится, конечно же, отсутствие трения между движущимися металлическими элементами ПШ. Именно поэтому подбор подшипника должен предваряться четким исследованием предполагаемых условий его работы. Подумайте над следующими вопросами:

• Будет ли ваш ПШ посажен на свое место с натягом?
• Какими будут особенности температурного фона, т.е. насколько термическое воздействие будет влиять на расширение/сужение ПШ?
• Какие металлы будут использоваться, скажем, в вале данного ПШ?

Исходя из этих требований, выбирайте и зазор в подшипнике. Он, к слову, маркируется обычно следующими значениями: СN или отсутствие маркера – нормальный ЗПШ; С2 и С1 – меньший, а С3 и С4 – больший ЗПШ. К слову, радиальный ЗПШ обычно должен соответствовать специальному регламенту ISO, а вот осевой – не ограничивается ничем, поскольку формируется уже в процессе монтажа, исходя из пожеланий заказчика.