Сепаратор подшипника
Сепаратор подшипника
Сепараторы – это детали подшипников, устанавливающиеся на телах качения. В значительной степени они подвержены воздействию многих факторов, снижающих их долговечность. В основном такими факторами являются агрессивные химические вещества, которые содержатся в некоторых смазочных материалах, а также механические разрушающие воздействия трения. Поэтому правильно подобранный материал сепаратора подшипника ведет к увеличению ресурса последнего, что является важным пунктом, на который следует опираться при подборе подшипниковой продукции.
Сепараторы в большинстве случаев могут быть:
- Стальными.
- Латунными.
- Полимерными.
Стальной сепаратор
Прочные стальные сепараторы используются там, где происходит коррозионное растрескивание. Для улучшения свойств скольжения и повышения износостойкости стальных сепараторов их поверхность упрочняют методом нитроцементации. Следует подчеркнуть, что стальные сепараторы также способны работать при температуре до 300° C. Кроме того, стоит отметить их стойкость как к минеральным, так и к синтетическим смазочным материалам. При их очистке используются органические растворители, однако нужно помнить, что вода может вызвать коррозию.
Сепараторы из такого материала, как сталь могут быть штампованными и механически обработанными. Штампованные стальные сепараторы в основном производятся из листов низкоуглеродистой стали, которые подвергаются холодной или горячей штамповке. Некоторые модели подшипников изготавливаются из кислотостойкой стали. Сепараторы этого типа – незаменимый элемент малых и средних подшипников малого. Для сепараторов из листового металла требуется небольшое пространство между кольцами, при этом смазка легко достигает внутренней части подшипника и распределяется по сепаратору.
Механически обработанные стальные сепараторы производятся из углеродистой стали. Они применяются в крупногабаритных подшипниках или при опасности разрушения латунного сепаратора вследствие различных химических реакций и др.
Латунный сепаратор
Часто используются подшипники и с латунным сепаратором. Этот материал тяжелее стали, но намного мягче, что делает его подходящим для работы в высоконагруженных условиях, когда на подшипник действуют ударные нагрузки. Рабочая температура таких подшипников доходит до 300° C.
Еще одно преимущество латунных сепараторов – устойчивость к большинству используемых смазок и чистящих средств. Однако следует помнить, что при их чистке нельзя использовать щелочные вещества.
Латунные сепараторы тоже могут быть штампованными и механически обработанными.
Полимерный сепаратор
Сепараторы подшипников, помимо стали и латуни, производятся из пластмасс, которые делятся на термопласты и термореактивные пластмассы. В подшипниках качения они часто изготавливаются из термопластов на основе полиамидов, армированных стекловолокном. Благодаря этому сепараторы становятся устойчивыми к коррозии, хорошо гасят вибрации, но имеют ограниченный диапазон рабочих температур – от -40 до +120° C. Сепараторы из полиамида сопоставимы со стальными по прочности и долговечности, при этом они отличаются более тихой работой и меньшим весом. Для производства большинства полиамидных сепараторов используется полиамид 6,6.
Широкое применение в производстве полимерных сепараторов подшипников имеет полиэфирэфиркетон, который является прочным и упругим материалом, имеющим широкий интервал рабочих температур, высокую стойкость к износу и действию различных химических веществ. Он обладает высокой технологичностью, поэтому его используют для изготовления сепараторов для прецизионных шпиндельных шарико- и роликоподшипников с высокой частотой вращения.
Существуют и текстолитовые сепараторы (легкие сепараторы из фенолформальдегида, армированные тканью) со способностью выдерживания больших центробежных нагрузок и ускорения. Однако такие сепараторы не предназначены для эксплуатации в высокотемпературных условиях, потому как при нагревании фенолформальдегид выделяет летучие токсичные соединения, из-за чего данный материал постепенно вытесняется полиэфирэфиркетоном (РЕЕК).
Для полиэфирэфиркетона характерно отсутствие признаков старения при температуре до 200° C в смазке с присадками. Однако его рабочей температура не превышает 150° C, так как является температурой размягчения этого полимера.